В предыдущих уроках по рисованию фигур в Photoshop я упомянул, что в этой программе имеется три различных типа фигур — это собственно «Векторная фигура» (Shape), «Контур» (Path) и «Пиксельная заливка» (Pixel-Based Shapes). Т.е в Photoshopvs можем создавать векторные фигуры, контуры и пиксельные формы. В этом уроке мы будем более внимательно рассмотрим разницу между этими типами и в каких случаях какой тип следует выбирать.
Выбрать тип фигуры можно в левой части панели параметров, конечно, при активном одним из векторных инструментов.
Как мы узнали из урока «Как рисовать векторные фигуры в Photoshop«, инструменты форм Photoshop расположены во вложении в одном месте в панели инструментов. По умолчанию, на панели отображён инструмент «Прямоугольник» (Rectangle Tool), но если нажать на иконку инструмента правой клавишей мыши, то откроется выпадающее меню со списком остальных доступных инструментов. Я выберу инструмент «Эллипс» (Ellipse Tool) из этого списка, но все, что мы узнаем далее, распространяется и на остальные инструменты формы, а не только на «Эллипс»:
Выбор инструмента «Эллипс».
Режимы рисования
После того, как мы выбрали инструмент «Эллипс», мы должны указать Photoshop, форму какого типа мы хотим создать — векторную фигуру , контур или пиксельную форму, сделать это можно с помощью выпадающего списка в левом углу панели параметров.
Три режима рисования фигур
Из трех типов режимов рисования наиболее часто используемой является тип «Фигура».
Сам Photoshop, как понятно из названия, известен больше как программа для редактирования фотографий и фотомонтажа, а также растрового (пиксельного) рисования.
Но с выходом последних версий программы, возможности векторного рисования в Photoscop стремительно расширяются, и некоторые рисунки удобнее создавать в векторах, т.к. пиксельные формы имеют ряд ограничений. Самым большим недостатком изображений на основе пикселей является то, что они очень плохо масштабируются, особенно тогда, когда необходимо сделать из больше первоначального размера. Ведь тогда Photoshop попросту сам добавляет новые пиксели, что ухудшает качество рисунка.
Кроме того, пиксельные изображения не так хорошо выглядят при печати, ведь разрешение монитора компьютера значительно меньше того, что требует принтер для качественной распечатки изображения.
Векторные изображения, с другой стороны, не имеют ничего общего с пиксельными. Они состоят из математических алгоритмов, описывающих элементарные геометрические объекты, обычно называемые примитивами, такие как точки, линии, сплайны, кривые Безье, круги и окружности, многоугольники. Все эти примитивы и образуют то, что мы видим в Photoshop-документе, как векторную фигуру. Не волнуйтесь о «математической» составляющей векторных фигур, Photoshop обрабатывает всю математику за кулисами, чтобы мы могли сосредоточиться исключительно на рисовании фигур.
Это означает, что мы можем изменять размер векторной фигуры столько раз, сколько захотим абсолютно без потери качества изображения. Векторные фигуры сохраняют свои четкие, резкие края независимо от того, насколько мы их увеличиваем или уменьшаем. И в отличие от пикселей, векторные фигуры не зависят от разрешения. Их не волнует текущее разрешение вашего документа, они всегда будут отпечатаны в высоком качестве на самом высоком разрешение вашего принтера.
Давайте посмотрим на некоторые из вещей, которые мы можем сделать с векторными фигурами в Photoshop, а затем мы сравним их с контурами и пиксельными заливками. Чтобы начать рисовать векторных фигур, выберите опцию «Фигура» (Shape Layers) в панели параметров:
Выбор опции Фигура» (Shape Layers) для рисования векторных фигур на слоях.
Прежде, чем начать что-либо делать, давайте посмотрим на панель слоёв, где видно, что в настоящее время мой документ состоит всего из одного слоя — фонового — который заполнен белым цветом:
Панель слоёв показана на фоне документа, на панели слоёв сейчас только фоновый слой белого цвета, документ показан в полный размер.
Для упрощения примера я возьму инструмент «Эллипс» (Ellipse Tool) и выберу заливку сплошным красным цветом без обводки, подробнее о построении фигур и их заливке здесь, и, зажав Shift, построю правильный круг:
Векторная фигура в виде правильного круга
Photoshop помещает каждую новую нарисованную нами векторную фигуру на отдельный слой, называемый слой-фигурой. И если мы сейчас посмотрим на панель слоев, то увидим новый слой с фигурой с именем «Эллипс 1» (в англ. — Ellipse 1), расположенный выше фонового слоя. На то, что это слой с векторной фигурой, указывает значок, расположенный справа внизу миниатюры слоя:
Каждая новая векторная фигура получает свой собственный слой, значок векторного слоя обведён салатовым цветом
Каждая новая векторная фигура получает свой собственный слой в панели слоёв.
В документе одна фигура готова, я нарисую вторую такую же фигуру рядом с первой так, чтобы вторая фигура немного перекрывала первую. Photoshop автоматически помещает эту вторую векторную фигуру на собственном слое (слой автоматически именован «Эллипс 1») на миниатюре слоя также имеется значок:
Две перекрывающихся векторные фигуры. Вторая векторная фигура в настоящее время перекрывает первую. На панели слоёв видны два отдельных слоя с фигурами.
В настоящее время обе моих фигуры имеют красный цвет, но мы можем легко изменить цвет любой фигуры, просто дважды кликнув по миниатюре слоя в панели слоёв. Я дважды кликнул по миниатюре второй фигуры, это действие открывает окно палитры цветов (Color Picker), где я могу выбрать новый цвет. Причём, во время выбора цвета, цвет фигуры и миниатюры изменяется в реальном времени:
Изменение цвета фигуры после двойного клика по миниатюре слоя в панели слоёв. Обратите внимание, что при изменении цвета в палитре цветов, цвет также меняется в качестве предпросмотра у фигуры в документе и миниатюры слоя. Если Вы нажмёте кнопку «Отмена» вместо «ОК», палитра цветов закроется, а цвет фигуры не изменится (в моём случае, останется красным)
Я нажму кнопку ОК, чтобы закрыть Палитру цветов и принять изменения. Теперь моя фигура стала синей.
Выбрать векторную фигуру в документе можно с помощью инструмента «Выделение контура» (Path Selection Tool):
Но выбрать фигуры можно только на активном слое, поэтому, чтобы мне выбрать красный круг, следует сперва кликнуть по слою с этой фигурой в панели слоёв, а затем уже по самой фигуре в документе:
Выбор красного круга: сперва выбрать слой, затем клик по фигуре.
Я могу менять слои в стеке панели слоёв. Например, если я перетащу слой с красным кругом вверх, он закроет синий:
Перемещение слоя с красным кругом вверх.
Но мы можем делать с векторными фигурами гораздо более интересные вещи. Например, мы можем объединить две или несколько фигур вместе, чтобы создать различные сложные формы!
До этого момента, Photoshop помещал каждую новую векторную фигуру на свой собственный слой, но можно получить очень интересную вещь, если мы объединим две или несколько фигур на одном слой-фигуре. Я расскажу об объединении фигур более подробно в другой статье, а здесь я покажу, как быстро провести сложение фигур Photoshop с помощью горячих клавиш.
Итак, давайте сложим две векторные фигуры. В панели слоёв выбираем синюю фигуру и нажимаем Ctrl+C. Затем удалим слой методом перетаскивания мышкой в корзину:
Удаление слоя после копирования
Теперь у нас на панели слоёв остался только слой с красной фигурой и фоновый. Нажимаем на слой с фигурой для его выбора и затем нажимаем комбинацию клавиш Ctrl+V на клавиатуре, чтобы вставить скопированную формы в слой. при этом фигуры объединятся в одну:
Объединённая фигура из двух кругов на одном слое.
Так как в данный момент обе фигуры находятся на одном слое, я могу изменить взаимодействие фигур друг относительно друга, выбирая различные варианты на панели параметров с помощью кнопки «Операции с контуром» (Path Operations):
Кнопка переключений режимов взаимодействия контуров («Операции с контуром»)
По нажатию на эту кнопку выпадает список с четырьмя различными режимами взаимодействия, это: Объединить фигуры (Add to Shape Area), Вычесть переднюю фигуру (Subtract from Shape Area), Область пересечения фигур (Intersect Shape Areas), и Исключить пересекающиеся фигуры (Exclude Overlapping Shape Areas):
Операции с контуром
Операция «Объединить фигуры» (Add to Shape Area) была инициирована в тот момент,когда мы вклеили скопированную фигуру в слой с фигурой. Давайте рассмотрим другие операции.
Вычесть переднюю фигуру (Subtract from Shape Area) — вторая (вклеенная) фигура больше не видны в документе. Вместо этого, Photoshop использует её, чтобы удалить часть первоначальной фигуры, ту часть, где две фигуры пересекаются:
Вклеенная фигура вычтена из первой. Передней в данной опции называется вторая фигура, которая появилась в документе, она находится как-бы сверху, спереди от нас.
Область пересечения фигур (Intersect Shape Areas) — На этот раз, остается видимым только тот участок, где две фигуры перекрывают друг друга:
Видимый участок остался только в области пересечения фигур
Исключить пересекающиеся фигуры (Exclude Overlapping Shape Areas) — результат, противоположный предыдущему. Обе формы видны только в тех областях, где они не перекрываются:
Видимыми остаются только те области фигур, где они не перекрывают друг друга
Полное объединение компонентов фигур
И в списке осталась ещё одна команда — «Объединить компоненты фигур» (Merge Shape Components). Команда не зря отстоит особняком от других, т.к. она приводит к необратимым действиям — объединению образующих контуров. Если ранее мы просто переключались между командами, то после применения этой команды, переключиться уже будет нельзя.
Если мы нажмём на эту строку, то появится сообщение с предупреждением «Эта операция превратит фигуру в обычный контур. Продолжить?» (This operation will turn a live shape into a regular path. Continue?), после нажатия ОК контуры будут объединены, все внутренние линии пересекающихся контуров будут удалены, и две или несколько векторных фигур будут преобразованы в один контур, это показано на рисунке, объединение компонентов фигур при:
1. Объединить фигуры (Add to Shape Area)
2. Вычесть переднюю фигуру (Subtract from Shape Area)
3. Область пересечения фигур (Intersect Shape Areas)
Объединение компонентов фигур при различных состояниях операций с контурами
Рисование контуров
До сих пор мы использовали векторные инструменты в режиме фигур. Давайте переключим режим в панели параметров на «Контур» (Path). Обратите внимание, что после переключение из панели параметров исчезли некоторые опции, например, заливка цветом, обводка и т.п:
Панель параметров при режиме векторных инструментов «Контур» (Path)
Создадим новый документ Photoshop, на котором имеется только лишь один фоновый слой, возьмём инструмент «Эллипс» (Ellipse Tool), на панели параметров выберем, как я говорил выше, режим инструмента «Контур», и проведём контур на документе. Курсор vsib при этом примет вид креста в плюсиком:
Контур, созданный инструментом «Эллипс» в режиме «Контур».
Обратите внимание, что в панели слоёв ничего не изменилось — как был один фоновый слой до рисования контура, так он один и остался после рисования.
Причина этого заключена в том, что чистые контура не зависят от слоев. И, хотя на данный момент мы можем видеть контур в документе, но при сохранении документа a формате JPG, PNG и т.п., а также при распечатке, контур не будет отображён.
Контур является всего-лишь инструментом для каких-либо действий — преобразования контура в выделенную область, обводки контура, заливки цветом, создание 3D экструзии из контура и т.п., но полноценным элементом рисунка контур не является.
И так как контура не зависят от слоев, они имеют свою собственную панель — Панель контуров (Paths panel) — которая, по умолчанию, сгруппирована в с панелями слоёв и каналов. На рисунке ниже я переключиться на панель контуров, где мы можем увидеть контур, который я только что нарисовал, он автоматически именован Photoshop как как «Рабочий контур (в англ. — Work Path):
Контур в документе и на панели контуров
Название «Рабочий контур» означает, что на данный момент этот контур является временным, но мы можем сохранить его как часть документа, для этого нам нужно просто его переименовать. Для переименования дважды кликните на его имени в панели контуров, после чего Photoshop откроет диалоговое окно для сохранения контура, предлагающее новое имя. Вы можете просто принять новое имя по умолчанию или ввести своё. Я назову свой «контур-эллипс»:
Путь для сохранения контура
Хотя, если честно, контур сохраняется при сохранении документа PSD и без переименования, возможно, в ранних версиях он и не сохранялся, я уже не помню.
Инструменты для работы с контурами — это «Выделение контура» (Path Selection Tool ), «Выделение узла» (Direct Selection Tool), а также инструмент «Угол» (Convert Point Tool) из группы «Пера» (Pen Tool).
Инструмент «Выделение контура» выделяет контур целиком со всеми узлами, «Выделение узла» выделяет один (или насколько, если зажать Ctrl) опорных узлов контура, инструмент «Угол» изменяет свойства опорных узлов.
Изменение контура с помощью инструмента «Выделение узла»
Операции с контурами
Внизу панели контуров имеются семь кнопок. Эти кнопки позволяют делать с контурами некоторые операции:
Кнопки операций с контурами.
Перечисляю, слева направо:
Выполнить заливку контура основным цветом (Fill path with foreground color) — контур на активном слое в панели слоёв будет залит основным цветом цветовой палитры. Если в документе есть только фоновый слой, значит, будет залит фоновый.
Выполнить обводку контура кистью (Stroke path with brush) — контур на активном слое будет обведён кистью основным цветом цветовой палитры. Толщина и жёсткость линии обводки зависит от настроек инструмента «Кисть» (Brush Tool). К примеру, если «Кисть» заранее настроена — круглая, 50% жёсткости, а основной цвет в палитре красный — такая и будет линия обводки, красная, мягкая, толщиной 3 пикселя.
Загрузить контур, как выделенную область (Load Path as a selection) — контур будет преобразован в выделенную область.
Сделать из выделенной области рабочий контур (Make work path from selection) — в данном случае, по понятным причинам, не активна.
Добавить маску (Add a mask) — к слою будет добавлена слой-маска по очертаниям контура, прозрачная область маски — внутри контура, работает только после преобразования контура в выделенную область.
Создать новый контур (Create new Path) — в данном случае не используется.
Корзина (Delete current Path) — тут думаю. понятно, нужна для удаления контура
Кроме того, на панели параметров имеются три кнопки для работы с контурами:
Кнопки операций с контурами на панели параметров
Кнопка «Выделение» (Selection…) преобразует контур в выделенную область. В отличии от аналогичной кнопки внизу панели контуров, нажатие на эту кнопку преобразует контур в выделение не мгновенно, а открывает диалоговое окно с некоторыми параметрами и позволяет задать, к примеру, радиус растушёвки:
Диалоговое окно параметров для преобразования контура в выделенную область
Маска (Mask) — добавляет к слою векторную маску. Если в панели слоёв имеется только фоновый слой, он преобразуется в обычный и к нему также добавляется векторная маска:
Векторная маска из фонового слоя
О третьей кнопке я расскажу чуть ниже.
Преобразование контуров в векторные фигуры
Для преобразования контуров в векторные фигуры на панели задач имеется специальная кнопка, активная в режиме «Контур», это третья кнопка из тех о которых я начал рассказывать выше, она называется «Фигура» (Shape):
Кнопка на панели параметров для преобразования контура в векторную фигуру.
Нажатие на кнопку моментально преобразует контур a векторную фигуру:
Векторная фигура из контура. Цвет заливки фигуры взят из основного цвета цветовой палитры.
При этом фигура заливается сплошным цветом. Этот цвет соответствует основному цвету цветовой палитры.
Но, дело в том, что данная кнопка появилась только у последних версий Photoshop. Между тем, эта операция (векторная фигура из контура) доступна и для более ранних версий Photoshop, вплоть до CS3 включительно, хотя и требует небольшого фокуса.
Итак, у меня имеется документ с фоновым слоем и простым контуром:
Контур для создания векторной фигуры.
Для создания фигуры нам придётся всего-лишь добавить корректирующий слой «Цвет» (Solid Color). Откроется диалоговое окно слоя, где выберите цвет заливки будущей фигуры и нажмите ОК. Всё, фигура готова, она создана на новом слое. Результат, по сути, тот же, как и при использовании кнопки «Фигура».:
Векторная фигура из контура с помощью корректирующего слоя «Цвет» (Solid Color).
Пиксельная заливка (Fill Pixels)
Третий режим рисования фигур в Photoshop — это Пиксельная заливка (Fill Pixels), которая позволяет нам создавать пиксельные формы. Я выберите опцию «Пикселы» (Pixels) на в панели параметров:
Режим пиксельной заливки в панели параметров
Режим пиксельной заливки заливки является наименее интересным и полезным из трех режимов рисования фигур, т.к. в этом режиме Photoshop просто рисует геометрические фигуры, заполняя их цветными пикселями, а пиксели не так легко редактируемые и/или масштабируются, как векторные фигуры.
В отличие от векторных фигур, которые получают свой собственный слой автоматически каждый раз при добавлении новой фигуры, пиксельная форма появляется непосредственно на активном слое, если в данный момент активен фоновый слой, то форма на нём и будет нарисована.
Так что для создания новых пиксельных фигур следует использовать новые пустые слои.
На данный момент у меня имеется документ с одним единственным фоновым слоем. Я добавлю новый слой, нажав Ctrl+Shift+Alt+N, задам в цветовой палитре цвет, скажем, зелёный #5ab345, возьму инструмент «Эллипс«, режим в панели параметров, как говорилось ранее, задан «Пикселы», нажимаю курсором мыши внутри документа и протаскиваю курсор для создания фигуры:
Создание пиксельной заливки.
После того, как я отпускаю клавишу мыши, фигура мгновенно заливается основным цветом с цветовой палитры:
Пиксельная заливка, созданная с помощью инструмента «Эллипс».
Такие же образом можно создавать фигуры с помощью остальных инструментов черчения.
Собственно, никаких больше интересных свойств у пиксельных заливок нет. Единственное, перед созданием заливки можно изменить режим наложения, но это можно сделать и позже, изменив режим наложения слоя с заливкой.
Недостатки пиксельного изображения подробно описаны в материале «Векторные и пиксельные формы в Photoshop«.