Уровни яркости в гистограмме
Если вы посмотрите на правую или левую сторону гистограммы в диалоговом окне Уровней (Levels), то прямо под ними Вы увидите вы увидите окошки с числами, 0 слева и 255 справа. Дело в том, что гистограммы показывают нам именно 256 различных уровней яркости от черного к белому, где 0 — чисто черный и 255 — значение в чисто белого. Число 256 имеет такое значение, потому что стандартные 8-битные изображения содержат именно 256 возможных значений яркости (например, фото, сохранённые в виде файла JPEG). Причина того, что диапазон значений идёт от 0 до 255, а не от 1 до 256, в том, что в то время как люди обычно начинают отсчет с единицы, а компьютеры (и компьютерные программы, тот же Photoshop) начинают отсчет с нуля.
Вид гистограммы «уровней»:
Если вы внимательно посмотрите на верхнюю часть гистограммы, то увидите, что она не такая уж и гладкая, а состоит из зубчиков. Для наглядности, я привожу образец увеличенного изображения гистограммы:
Каждый такой зубец является вершиной вертикальной тонкой чёрной колонки.
Всего этих колонок 256, каждая из которых представляет свой уровень яркости, один из 256. Чем больше пикселей у вас в изображение на определенном уровне яркости, тем больше будет высота колонки.
Имейте ввиду, что колонки по высоте не относятся друг к другу в масштабе один к одному, т.к. современные фотографии содержат миллионы пикселей в определённых цветовых диапазонах, и, чтобы отобразить все колонки в правильном масштабе, понадобился бы монитор, раз эдак в десять выше стандартного. Таким образом, гистограмма просто дает нам общее представление о больших или меньших уровнях яркости по сравнению с другими уровнями яркости. Также отметим, что даже если вы работаете в в Photoshop 16-битном режиме, что увеличивает число возможных значений яркости от 256 до 65 536 из, гистограмма по-прежнему будет отображать те же 256 уровней яркости, опять же по той простой причине, что, в противном случае, она попросту не поместится на экране.
Эталонная гистограмма
Многие начинающие фотомастера интересуются, к какой гистограмме следует приводить фотографию, иными словами, есть ли гистограмма-образец, эталонный вид. Сразу разрушу эти надежды, такого понятия, как эталонная гистограмма, не существует. Каждая фотография отличается от любой другой, и, следовательно, отличаются и их гистограммы. У неё нет идеальной формы, к которой Вы должны её приводить. Она должна быть только руководством к действию по исправлению снимка, но никак не самоцелью. Главное — это само изображение. Гистограмма просто показывает нам результат наших действий и недостатки начальных фото (по примеру недо- и переэкспонированных снимков в первой части статьи). И, наблюдая за изменениями в гистограмме в процессе работы, мы можем убедиться, что мы не делаем лишнего (не переусердствуем) и не потеряем важные детали изображения. Вы всегда должны судить об качестве ваших изображений, по тому, как выглядит само изображение, а не его гистограмма.
Для примера привожу фотографию, сделанную в ночное время. Её следует отличать от некачественных фото (таких, как недоэспонированное фото в первой части статьи). Она выполнена в ночное время, и. следовательно, уровень яркости подобных фото достаточно низок.
Посмотрим на гистограмму фотографии:
Обратите внимание, что большая часть гистограммы находится в левой части тонального диапазона, что означает, что большинство тонов изображения являются темными, а светлых тонов присутствует совсем немного. Изображения, сделанные, как это, называются выполненными в «низком ключе» (low-key), т.к. сделаны в естественно тёмных условиях. В этом случае мы получаем большой всплеск гистограммы слева, что говорит о том, что большие участки фотографии слишком тёмные и чисто черные. Всё, что мы рассмотрели ранее, говорит о том, что изображение потеряло детали в тенях, но в данном случае это исключение из правила. На этой фотографии имеет смысл использовать так много тёмных тонов, т.к. растения на переднем плане предназначены именно для прорисовки на фоне лунного света. Было бы неправильным пытаться «исправить» это фото только для того, чтобы гистограмма выглядела более привлекательно.
Приведу ещё один пример для рассмотрения, на этот раз с противоположным значением яркости:
В этом случае, мы видим, что большая часть гистограммы попадает в правую половину тональнго диапазона, что говорит нам о том, что тёмные тона на фото отсутствуют или их очень мало.
На самом деле, на этой фотографии нет не только чисто черного цвета, а нет даже тонов, близко подходящих к чисто черному. Изображения, как это, как правило, называют выполненными в высоком ключе (high-key), потому что они сделаны в условиях естественной яркости. Здесь снова было бы неправильно внести изменения в фото для сбалансирования гистограммы, так как при этом пострадает сама фотография.