В страховой индустрии грузов, аналогично любому другому бизнесу, для получения прибыли необходимо снижать расходы и увеличивать доходы. Однако интересы участников этой отрасли различаются: грузовладельцы и перевозчики стремятся к выгодным ценам, в то время как страховые компании хотят получить более высокую премию. В данной статье расскажем, как в компании «Инносети» удалось разрешить это противоречие и улучшить процессы страхования грузов с помощью IT.
Определение проблемы
Как обычно определяют стоимость страховки в перевозке грузов страховые компании? Традиционно учитывается только стоимость груза. Однако даже человеку, не знакомому с логистикой, ясно, что риски при перевозке лекарств отличаются от рисков, связанных с перевозкой запчастей той же стоимости. Следовательно, справедливая стоимость страховки должна быть различной.
Другой проблемой является человеческий фактор. Как страховщики, так и их клиенты часто указывают на длительное время рассмотрения обращений и ошибки при составлении документов, а также на субъективность принятия решения при урегулировании претензий. Большое количество ручных операций может привести к неправильному расчету страховой суммы, задержкам в согласовании или даже неправомерному отказу в выплате.
Технологическое решение
Как это обычно бывает в современном бизнесе, проблемы решаются с помощью технологий, и страхование грузов не исключение. В 2018 году мы разработали платформу сопровождения страхования грузов под названием «Цунами», в которой с использованием технологий блокчейн и искусственного интеллекта удалось ответить на вызовы отрасли.
«Цунами» объединяет грузовладельцев, страховщиков и логистические компании.
Когда запрос на расчет страхового тарифа поступает на платформу «Цунами», система автоматически анализирует более 70 параметров груза, таких как вес, размер, характер груза, направление перевозки и многие другие. Такой анализ позволяет формировать индивидуальные цены для каждой отправки и снижает стоимость страхования в 7-10 раз по сравнению с традиционными методами страхования.
Страховые компании также получают выгоду от использования платформы. Понимая профиль клиента на основе данных в системе, страховщики уверены, что не понесут убытков. Такой подход помогает страховым компаниям более точно оценивать экономику своих страховых продуктов.
Необходимо отметить, что страховщики и клиенты взаимодействуют на платформе напрямую, но заключение сделок не происходит внутри «Цунами». Платформа значительно обогащает это взаимодействие, автоматизирует процессы, обеспечивает отсутствие ошибок и предоставляет дополнительные инструменты для управления качеством. При урегулировании претензий основную роль играет искусственный интеллект, что позволяет сократить сроки рассмотрения претензий у некоторых клиентов с 28 дней до одного дня. Еще недавно такая оперативность казалась невозможной.
Продвинутая аналитика
Платформа «Цунами» накапливает большой объем данных. Анализ страховых случаев и метрик в процессе урегулирования может дать представление об эффективности работы перевозчиков в целом. Эти данные предоставляются на дашборде, который позволяет страховщикам видеть в режиме реального времени количество страховых случаев, отклонение от показателей соглашения об уровне качества и другие параметры. Платформа «Цунами» показывает, где возникают сбои или риски в процессе страхования грузов.
Таким образом, пользователям платформы «Цунами» не требуется заниматься разработкой системы мониторинга и анализа данных — все это уже было сделано за них.
Также на дашборде представлен интегральный показатель качества транспортных услуг, динамика претензий (в разрезе типов страхования) и показатели исполнения соглашения об уровне качества (SLA). Позволяет отслеживать динамику этих показателей и делать выводы.